Company Logo

Психогостика

Слово «психагогика» составлено из двух греческих слов: «психе» — «душа» и «аго» — «веду». Следовательно, психагоги — это те, кто «ведет души», кто руководит психикой. В Древней Греции, к примеру, психагогами были жрецы.

Ленинградский ученый В. Н. Мясищев (1883-1973) вложил в слово «психагогика» весьма продуктивное, на мой взгляд, содержание. Владимир Николаевич начинал трудовую деятельность врачом-психиатром, а закончил членомкорреспондентом Академии педагогических наук СССР, соединив опыт врача и педагога. Так вот, по его мнению, каждый педагог (а тренеры — это педагоги), чтобы быть Учителем с большой буквы, чтобы правильно «вести души» своих учеников, должен знать основы психогигиены — науки о том, как сохранять и укреплять психическое здоровье, а также психологии — науки, помогающей правильно организовать и осуществлять педагогический процесс. Использование педагогами возможностей обеих этих наук и было названо психагогикой.

По моему глубокому убеждению, в спорте должно начаться формирование принципиально новой категории специалистов — тренеров-психагогов, вооруженных знаниями психологии и психогигиены и умеющих реализовывать эти знания в повседневной практической работе. Тренеры-психагоги должны иметь более высокий материальный и социальный статус, ибо по своему уровню знаний они будут отличаться от обычных тренеров — в той же степени, как отличаются, например, профессора от ассистентов. Причина такого отличия — умение использовать в своем трудном деле богатства, заложенные в психическом аппарате, в головном мозгу.

А теперь проанализируем два довольно известных примера. Первый взят из американской специальной литературы. Во дворе фермерского хозяйства лежит на земле и ремонтирует автомашину молодой человек — верхняя часть его туловища находится под машиной. На крыльце дома сидит его отен и курит трубку. Неподалеку мать развешивает выстиранное белье. Неожиданно домкрат срывается, и край кузова начинает раздавливать молодого человека. Отец, увидев это, бросился в дом за запасным домкратом, а мать подбежала к машине, приподняла ее за бампер и держала до тех пор, пока сын не был спасен.

Второй пример — из наших информационных источников. На далеком Севере полярный летчик, подходя к самолету, услышал за спиной какой-то шум. Обернувшись, он увидел недалеко от себя большого белою медведя — зверя очень сильного и беспощадного. И летчик, несмотря на тяжелые унты и зимнюю одежду, буквально взлетел на крыло самолета, где хищник уже не мог его достать.

Возникает вопрос: за счет чего обыкновенная женщина, отнюдь не штангистка, сумела приподнять тяжеленный автомобиль, а летчик, тоже не легкоатлет, взвился вверх почти на два метра? Ответ один: за счет огромной силы «психического взрыва», который произошел в головном мозгу в момент смертельной опасности. Только колоссальный взрыв психической энергии смог включить в работу скрытые физические возможности организма.

Следовательно, именно в психическом аппарате таятся те потенциально мощные энергетические резервы, которые мы пока еще плохо умеем сознательно использовать. В частности, в спорте высших достижений. На сегодняшний день считается, что спортсмены во время высочайшего напряжения (например, во время установления мировых рекордов) используют только 70-80% своих физических возможностей и лишь 4-6% психических. Получается, что основные, пока еще не включаемые в спортивные результаты, запасы энергии (94-96%) скрыты в глубинах психики, в недрах ее сознательного и бессознательного начала.




Яндекс.Метрика

Либерализм